Почитание новомучеников: современное состояние проблемы

Шатилов С.Ф.

Доклад Шатилова С.Ф. на IV Свято-Мефодиевских образовательных чтениях «Традиционные ценности и современный мир»

Работа Русской Православной Церкви по канонизации новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших в годы гонений в ХХ веке продолжается уже на протяжении более двадцати лет. На 1 января 2011 года поименно канонизированы 1774 человека. Однако сам факт прославления еще не может гарантировать должного почитания священномучеников церковным народом. И тому есть ряд причин. В первую очередь, среди подобных следует указать на недостаточность имеющихся сведений о земной жизни, служении и подвиге принявших мученическую кончину за веру. А ведь Собор святых новомучеников и исповедников Российских включает в себя имена реально живших и столь же реально пострадавших людей и подвиг их должен быть основательно изучен с привлечением всех возможных документальных и иных источников. В этой связи хотелось бы остановиться на ряде вопросов, связанных с почитанием новомучеников и исповедников в нашей Петропавловской и Булаевской епархии.

Задача изучения жизни и подвига пострадавших в годы большевистских гонений на Православную Церковь остается актуальной в настоящее время для клира и мирян Петропавловской и Булаевской епархии, имеющей своих прославленных и непрославленных мучеников и исповедников. В этой связи, прежде всего, хотелось бы указать на необходимость глубокого почитания святых царственных страстотерпцев — последнего Российского Императора Николая Александровича и членов его семьи. Тем более, что в истории города Петропавловска эта царственная династия оставила добрую о себе память.

21 февраля 2013 года исполняется 400 лет восшествию на Российский престол династии Романовых и во всем православном мире начинаются торжества, посвященные этому событию. Отношение к царственному дому в дореволюционный период жителей Петропавловска всегда было особым. Причем в основании этой особости лежало не просто благоговейное отношение подданных к правящей династии, но и конкретные исторические события, связанные с причастностью Романовых к жизни нашего города и региона. Первым из этих событий стало посещение в 1891 году Петропавловска Цесаревичем Николаем Александровичем во время его знаменитого кругосветного путешествия на Восток. 16 июля наследник престола выехал из Омска и проследовал по Пресногорьковской казачьей линии в Оренбургскую губернию. Его маршрут включал посещение казачьих поселков Покровского, Николаевского, Лебяжьего, Полуденного, Петропавловского, Архангельского, Станового, Новорыбинского, Пресновского и Пресногорьковского. 18 июля Цесаревича встречал Петропавловск. В Летописи Крепостной церкви сохранилась запись об этом событии: «Встреча насколько возможно была пышна. Его Высочество прибыл в Петропавловск около полудни и проследовал в Собор, где был встречен местным духовенством. Из собора Его Высочество проследовал в квартиру, приготовленную в доме курганского купца Дмитрия Смолина. Переодевшись, Его Высочество отправился на освящение Петропавловского училища. По приезде из училища в доме Смолина был завтрак, после которого Его Высочество отбыл из Петропавловска по дороге к городу Оренбургу».

И в последующем царственные особы неоднократно оказывали Петропавловску особое внимание. Так, Ее Императорское Величество вдовствующая Императрица Мария Федоровна передала в дар построенной и освященной в 1900 году на железнодорожной станции Петропавловск Мариинской церкви замечательную икону Святой Марии Магдалины, написанную на камне, украшенную золотой ризой в роскошном резном киоте. Весной 1915 года Государь Император Николай Александрович пожаловал в дар городу Петропавловску икону Святителя Николая Чудотворца, встреченную горожанами большим крестным ходом 5 апреля.

Такое внимание не могло оставаться безответным. Уже в 1894 году архангельские казаки в память о посещении их станицы Цесаревичем Николаем Александровичем заказали в Абалакском монастыре список с Абалакской иконы Божией Матери и доставили его в станицу крестным ходом. В крестьянском селе Явленном на средства крестьян был сооружен памятник Императору Александру II. В городе Петропавловске главная улица пристанционного поселка была названа Романовской. В честь 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых в городе было начато строительство нового здания городского училища, названного в народе «романовским». 7 января 1915 года Епископом Петропавловским Преосвященным Мефодием в присутствии Акмолинского губернатора в здании Петропавловского реального училища была освящена икона с изображением святых, имена которых носили все Цари из Дома Романовых, сооруженная на средства учащих и учащихся в память 300-летия царствования Дома Романовых.

Это только наиболее известные факты монаршего внимания, оказанного Петропавловску и особого почитания царственных особ его жителями. Многое еще предстоит изучить.

В годы советской власти на память Царственного Дома, последнего Российского Императора и его семью «изливалась неистовая хула». Однако народное почитание царя-мученика и его семьи, особенно усилившееся в последние годы XX столетия, стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия причислены к лику святых страстотерпцев. Память их совершается в день их мученической кончины — 17 июля. Вместе с церковным почитанием необходима и дальнейшая серьезная работа по изучению и популяризации исторической и духовной связи царственных страстотерпцев с историей Петропавловска.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви по представлению Чимкентской и Акмолинской епархии были канонизированы епископ Петропавловский Мефодий, священник Владимир Панькин, священник Василий Бова, священник Афанасий Милов, священник Михаил Мякишев и священник Иоанн Смирнов. Все священномученики пострадали за веру в Петропавловске. В настоящее время в епархии проводится работа по почитанию указанных новомучеников. Однако почитание их памяти осуществляется в основном в День памяти новомученников и исповедников Российских, в дни памяти того или иного священномученика за богослужением и в проповедях духовенства. Однако более широкое почитание церковным народом остается затруднительным по причине недостаточности, а иногда и отсутствия сведений в их жизнеописаниях. Исключением является житие священномученика Мефодия, епископа Петропавловского. Но и в нем мы встречаем сведения, которые должны подлежать пересмотру и дополнению в связи с новыми открывшимися обстоятельствами. Так, следует отметить, что версия гибели Владыки Мефодия в 1921 году, приведенная в его официальном житии теперь уже не соответствует найденным недавно документальным свидетельствам. В Российском Государственном Военном Архиве хранится выписка из приказа № 2 по войскам охраны и обороны железнодорожной линии Омск-Челябинск от 17 февраля 1921 года, в п. 6 которой сообщается, что чрезвычайным полевым военным трибуналом 16 февраля приговорены за участие в восстании к высшей мере наказания 11 человек. Среди них значится и «Красноперов Михаил — Петропавловский епископ». Приговор приведен в исполнение 17 февраля в 2 часа 25 мин. Этим документом подтверждается тот факт, что Преосвященный Мефодий был убит не случайно во время столкновения восставших с карателями, а был намеренно арестован и по приказу трибунала расстрелян. Поводом для ареста и расстрела архиерея по свидетельству русского историка С. П. Мельгунова послужил колокольный звон, которым якобы «встречали „белых“ при их приходе в Петропавловск». Тело владыки долгое время лежало (для назидания) на площади, на пути к вокзалу. Кончина его конечно же является мученической, но обстоятельства гибели разворачивались несколько по-иному.

Имеются теперь и новые сведения о земном пути и других наших канонизированных новомучеников — о. Василии Бова и о. Михаиле Мякишеве, которые также должны быть внесены в содержание их житийных описаний.

На земле Северного Казахстана когда-то свой пастырский путь начинали и канонизированные по представлениям других епархий священномученики. Одним из них является священномученник Василий Максимов, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне. О нем написано довольно подробное житие. Вот только «петропавловский» период его жизни там абсолютно никак не отражен, хотя он в течении нескольких лет был настоятелем Никольского храма в казачьем поселке Токушинском Петропавловского уезда, а в начале 20-х годов, будучи ключарем Вознесенского кафедрального собора в Петропавловске вел непримиримую борьбу с обновленческим расколом. В фондах Северо-Казахстанского Государственного архива хранятся свидетельствующие об этом документы.

Поиск подобного рода материалов весьма важен и необходим в деле изучения житий новомучеников и исповедников, поскольку способствует демифологизации земной жизни и подвига реально живших героев «Отечества Н.ебесного».

Своего продолжения требует также работа по сбору материалов о судьбах священнослужителей и мирян также пострадавших в годы большевистских гонений на Православную Церковь, но по тем или иным причинам не канонизированных.

В архиве Департамента КНБ по Северо-Казахстанской области хранятся судебно-следственные дела не менее двух десятков людей, пострадавших за свою принадлежность к Православной Церкви. Препятствием к их канонизации является как раз недостаток сведений об их служении и подвиге. Среди таковых имен следует в первую очередь отметить епископа Петропавловского (1933—1936 гг.) Вениамина, в миру — Виктора Ананьевича Иванова, расстрелянного в Петропавловске в 1937 году. Его служение на Петропавловской кафедре как раз и остается наименее изученным, а препятствием в ознакомлении с судебно-следственным делом является ограничивающее доступ к нему законодательство.

Другим новомученником, также расстрелянным в 1937 году в нашем городе является последний священник Крепостной Петропавловской церкви о. Иоанн Стефанович Бирюков. Долгие годы считалось, что он уклонился в обновленческий раскол и не было ничего известно о его покаянии. И только благодаря настойчивости родственников, добившихся возобновления архивных поисков, удалось найти документы, подтверждающие его возвращение в лоно старо-канонической церкви.

Наиболее затруднительной является работа по поиску документов, подтверждающих мученическую кончину пострадавших за веру в 1921 году во время восстания крестьян и казаков против большевистской власти. Неизвестно даже точное число священно и церковнослужителей убитых красными карателями и бандитами, тем более, что многие из них были лишены жизни безо всякого суда и следствия. Так, не удается пока найти документы, подтверждающие казнь игуменьи Евпраксии, настоятельницы Архистратиго-Михайловского женского монастыря Петропавловского уезда и сестер этой обители, по этой причине невозможно пока и их проставление как священномучениц. Только продолжение дальнейших поисков и изучение новых архивных и других источников будет способствовать сбору необходимых для прославления совершивших подвиг веры наших земляков доказательств.

Иногда приходится отвечать на вопросы, связанные с церковной канонизацией исторических личностей, внесших большой вклад в развитие нашего города. В ряду таких обычно называют Владимира Ивановича Черемисинова, Петропавловского городского голову, благотворителя и мецената, ставшего жертвой подавления восстания 1921 года. Этот человек сделал очень много для Петропавловска. Первая телефонная станция, электричество, подъем экономического развития, расширение сети учебных заведений и многое другое является результатом его служения людям. Кроме того, он являлся одним из храмоздателей и старостой Всехсвятской церкви, благоукрашал храм и содержал на свои средства церковно-приходскую школу при нем. Но гибель его во время восстания не была подвигом веры, т. к. большевики видели в нем в первую очередь врага политического. Поэтому при всем уважении к его личности и трудам по развитию Петропавловска, он остается героем Отечества земного и церковная канонизация для него неуместна. Однако память о нем достойна увековечения и я с удовольствием поддерживаю внесение в проект резолюции Свято-Мефодиевских образовательных чтений предложение об установлении в городе памятной доски в его честь.

Таким образом, работа по прославлению и почитанию новомученников и исповедников Российских требует своего продолжения. Необходимо продолжить поиск новых данных об уже канонизированных священномученников для пополнения и уточнения их житийных описаний. Следует изучать подробности религиозного подвига тех новомученников, которые пострадали за веру православную, но к канонизации пока по недостаточности сведений не представлены. Тем более, что их почитание возможно и без церковной канонизации и нужно развивать формы этого почитания. Это может быть и молитвенное к ним обращение и паломнические поездки к местам их подвижничества и многое другое.