Праздник величайших проповедников Божиего слова

 

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле,/
весь мир ученьми своими просветившия/
и вся концы// ко Христу приведшия.
Величание праздника

 

Прославляем вас, Христовы апостолы Пётр и Павел,
просветивших своими поучениями весь мир и приведших
ко Христу жителей всех концов света.

Окончился Петров (Апостольский) пост, готовящий православных христиан к встрече праздника святых апостолов Петра и Павла, как никто иной потрудившихся в деле распространения веры Христовой. Жизнь святых, проповедников с особым уважением именуемых Церковью «первыми» и «верховными», весьма поучительна для каждого христианина.

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Пётр и Павел | www.painting.artyx.ru Икона святых апостолов Петра и Павла | www.pravcalendar.ru Гвидо Рении. Святые Пётр и Павел | www.liveinternet.ru Икона святых апостолов Петра и Павла | www.ic-xc-nika.ru Икона святых апотолов Петра и Павла | www.cirota.ru Святитель Иоанн Златоуст | www.bogoslov.ru Преподобный Ефрем Сирин | www.simvol-veri.ru Преподобный Амвросий Оптинский | www.pravmir.ru Старец архимандрит Кирилл (Павлов) | www.pravoslavie.ru

Почему святые Пётр и Павел названы верховными апостолами? Потому что были начальниками среди апостолов, руководили ими? Нет. Они получили имя Первоверховных апостолов за то, что больше всех сделали для проповеди слова Божиего. Святой апостол Пётр первым из людей стал относиться к Господу Иисусу Христу как Сыну Божию. Эта чистая и сильная вера в Спасителя стала камнем, на котором была основана Церковь Христова (Мф. 16: 18).

Святой апостол Павел обошёл больше всего стран мира с проповедью святого Евангелия, основал множество христианских общин, привёл ко Христу бесчисленное множество верующих.

Рассуждая о подвигах апостолов, отец архимандрит Мелхиседек (Артюхин) говорит, что Церковь особо выделяет святых апостолов Петра и Павла, «одного — за твердость, другого — за светлую мудрость. Камень недвижимый в основании Церкви — Петр; движущая сила — Павел; тот Церковь держит, этот — строит».

На земле нет безгрешных людей, не были таковыми и первоверховные апостолы. Помня о своих греховных падениях, один плакал всякий раз, когда слышал пение петуха, а другой до конца дней называл себя первым среди грешников (1 Тим. 1: 15) и меньшим среди апостолов (имя «Павел» значит «Малый» в переводе с латыни).

Подумаем, отчего величайшие святые мыслили так о себе.

Так характеризует личность святого апостола Петра отец Мелхиседек: «Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере — горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии…

Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время — его страданий в Гефсиманском саду.

Там горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа.

Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы».

Господь предсказал, что святой Пётр отречётся от него три раза за одну ночь до того, как запоёт петух. Так и вышло. С той поры святой не мог слышать пение петуха без слёз.

Господь мог оградить апостола от этого греха, но не сделал этого. Почему?

Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Петр был иногда слишком строг, а если бы он был и безгрешным, то какое снисхождение могли бы получить от него поучаемые им? Поэтому Божественная благодать попустила и ему впасть в грех, дабы в том, чем сам он страдал, он был снисходителен к другим» [1].

Отречение и последовавшее за ним искреннее раскаяние — великий пример для жизни каждого человека. Потому что безгрешен один лишь только Бог.

«Апостола Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами — „паси овец моих“» [1].

Окончил свою жизнь апостол Пётр в Риме. Гонители христиан распяли его вниз головой, потому что святой считал себя недостойным умереть, как умер Господь Иисус Христос.

Святой апостол Павел изначально сам был яростным гонителем христиан. Мудрый и ревностный иудей ходил по своей стране, отыскивая учеников Христа, предавая их на муки и смерть. Его звали Савлом в честь первого иудейского царя.

«Избрание апостола Павла на апостольское служение абсолютно непостижимо и даже абсурдно с позиции человеческого разума. Человек, яростно сопротивлявшийся распространению учения Христа, вдруг становится пламенно верующим. Ему является Сам Христос со словами: „Я Иисус, которого ты гонишь“. В том, кто еще вчера был всего лишь распятым неудачником, Павел узнает Бога». [1].

По пути в Дамаск Савлу явился Господь. Он временно потерял телесное зрение, чтобы навсегда получить духовное — видеть Истину, видеть Бога.

После чуда со слепотой уже ничто не могла поколебать его несокрушимой веры. Так яростный гонитель становится ревностным служителем Истины, до конца жизни помня о своих грехах.

Как сложилась жизнь святого апостола Павла после его обращения? Господь сделал его самым счастливым человеком на земле, живущим в богатстве и сытости?

Нет. Вот, что говорит о своей жизни апостол Павел: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся (2 Кор. 11, 23–29)»

«Кроме всех этих скорбей, к апостолу ежедневно приходили толпы людей со всей вселенной с разными вопросами. Тот, кто вынужден постоянно общаться, знает, как это необыкновенно утомительно. Бывает тяжело принять за день даже десять человек и побеседовать с ними по разным вопросам…

Обратите внимание — мы обычно молимся о том, чтобы у нас не было никаких неприятностей, чтобы нам избежать скорбей, не подвергнуться насилию со стороны других людей, например, разбойников или воров. А святой апостол Павел — избранный сосуд Духа Святого — терпел необыкновенные скорби: он тонул, на него нападали и, наверное, грабили разбойники, его жизнь подвергалась всяческим опасностям.

Почему же Господь не хранил его от этого? Он хотел закалить его, как металл в горниле, чтобы его ревность стала видна всем» [1].

Отец архимандрит Кирилл (Павлов) такими словами вселяет бодрость в наши сердца: «Святой апостол Павел всех любил так, как ни один самый нежный отец не любил своих детей. Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

И их подвиг благодушного перенесения скорбей должен послужить нам примером. Мы в большинстве своем, когда приходят к нам скорби, сокрушаемся, огорчаемся и унываем. Сколько тогда ропота вырывается из наших уст на Господа, сколько зависти, досады и гнева возникает тогда в сердце нашем! Но не такому перенесению скорбей учат Святые Отцы.

Святой Ефрем Сирин говорит: «Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, то насколько более мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения?

Ибо если мы не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем плакать, то как, не плакав здесь, пожнем там, то есть на том свете?

Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига и прочих добродетелей, то для чего тогда Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил им жить в своеволии и роскоши? Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем радоваться, что идем путем святых» [2].

«Апостол Петр нас учит, что, если, делая добро и страдая, мы терпим, то это угодно Богу: «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы пошли по следам Его» (1Пет. 2:20–21) [1].

«Будем постоянно помнить и такое наставление апостола Павла: „Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке (бесконечном изобилии) вечную славу“ (2Кор. 4: 17)» [1].

«День апостолов Пера и Павла — это призыв к миссионерству, если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя — поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает. Конечно, сегодня ходят в миссионерские походы, но не для всех это возможно.

Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку, — быть для всех, светом, как говорил прп. Амвросий Оптинский: „Жить — не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение“!» [1].

Таким образом, нынешний праздник — это призыв верующим подражать святым апостолам:

1. Осознать свои грехи, попросить у Бога их прощения, исправить свою жизнь с Божией помощью.
2. Подражать святым апостолам горячей верой, ежедневным радостным трудом.
3. Быть готовыми перенести любые беды и трудности ради Вечной Жизни.
4. Стать проповедниками веры Христовой, показывая все вокруг, что христиане — это Божий народ, чтобы люди прославляли Бога, видя праведную жизнь верующих.

Источники и литература:

1. Игумен Мелхиседек (Артюхин). Проповедь на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. www.optina.org.ru
2. Архимандрит Кирилл (Павлов). Ищите прежде Царствия Небесного. Слово день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kirill/find/47.html

Теги: 

Категория: 

Система Orphus

Храм Всех Святых г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»