Воскресное богослужение о званых и избранных

«Царь устраивает брачный пир для своего сына, посылает за званными однажды, посылает дважды, нейдут из-за житейских забот: тот занялся хозяйством, тот торговлею. Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполнилась возлежащими. Между ними оказался один не одетый по брачному, и потому извержен. Смысл притчи ясен. Пир брачный — Царство Небесное; приглашение — проповедь Евангелия; отказавшиеся — совсем не уверовавшие; не одетый по брачному — уверовавший, но не живший по вере».

Святитель Феофан Затворник

Нынешнее воскресное богослужение посвящено воспоминанию Господней притчи о званых. Это очень важный евангельский сюжет для каждого православного христианина. Он ясно показывает — мало быть крещёным, называться православным христианином, нужно ещё и жить по Заповедям Божиим. Иначе мы не только можем не попасть в Царствие Небесное, но нас могут выгнать даже от самых Райских врат, если наша душа будет иметь неподобающий вид.

Воскресное богослужение о званых и избранных

Господь рассказал ученикам, что был некоторый брачный пир, на которого звали множество людей. Но все они, словно сговорившись, стали отказываться. Один сказал, что занят трудом, другой сказал, что женился и не может придти, третий отказался по причине важных покупок.

Тогда господин, устроивший пир, разгневался и сказал, что никто из этих людей не войдёт в его дом. Их место заняли другие гости со всего города. Господин обрадовался, что пир наполнился возлежащими, но вдруг увидел человека, одетого не в брачную одежду. Тогда он спрашивает, почему тот одет не празднично? Не получив ответа хозяин изгоняет гостя в неподходящем одеянии.

В конце притчи Господь делает вывод: «Много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14).
Это грозное предупреждение для всех нас! Много может быть крещённых и даже верующих православных христиан, но это вовсе не значит, что все войдут в Царствие Небесное.

Что нам может помешать? Привязанности к земным вещам. Званые в притче не пошли на брачный пир, а отправились «кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. 22:5). Другие евангелисты добавляют повод брака в число причин отказов званных. Здесь не говорится, что званные были злыми людьми, но они слишком сильно любили земное. Настолько любили, что всё Божественное их не интересовало. Они не захотели уделить этому времени.

Так и мы можем оторваться от Бога, если будем думать только о земных делах, если будем тратить время только на труды, на близких людей, на земные приобретения. Господь не говорит, что это плохо, но показывает, что всё это может отвлечь нас от самого важного. Званых не призывали всё время потратить на брачный пир. Даже на малый срок праздника они не выделили времени. А ведь это самое важное событие в их судьбе!
Даже попав на пир, можно быть изгнанным. Если на нас будет неправильная одежда, нас выгонят с позором.

Что это значит? Почему в притче выгнали человека без правильной одежды? Вдруг ему нечего было одеть? Что за жестокость? Всё дело в том, что по восточной традиции на большие праздники богатые хозяева пира рассылали приглашённым специальную роскошную одежду. И если кто-то пришёл в другой одежде, значит, он добровольно отказался от неё и намеренно оскорбляет хозяина.

Также поступаем мы, когда отказываемся от одежды добрых дел. Если делаем добро, то душа светлеет. Творим зло — душа чернеет. Вот смысл сравнения доброй жизни с одеждой. Как живём — так и выглядит наша душа.

Святитель Феофан призывает нас поразмыслить в связи с притчей о званых: «К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери. Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры.

Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Если ты веруешь, — разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, — одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым.

Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть, в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: „Господи, Господи!“, а внутри: „имей мя отреченна“. Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной ли вы одежде добродетелей, или в срамных рубищах грехов и страстей».

Итак, мы должны чаще вспоминать грозные слова Спасителя: «Много званых, а мало избранных». Будем молиться Господу, чтобы не только зваными быть, но стать настоящими избранными, принять одежду добродетелей, которую Бог посылает всем, кого зовёт в Царствие Небесное. И тогда мы радостно встретимся с Богом и всеми святыми на славном пире Вечной жизни.

Категория: