Выступление Ващенко Галины Семёновны, руководителя сектора церковно-приходских школ Екатеринбургской митрополии
В данной статье приведены выдержки из материалов VIII Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии «Значение подвига Царской Семьи для современного воспитания и образования». Предоставленные труды, несомненно, полезны не только педагогам, преподающим ОПК, но и всем преподавателям и родителям.
Духовно-нравственное взаимодействие учителя и ученика в церковной школе по образу Царской Семьи
Основой отношений между учителем и учеником в церковной школе является принцип
Наивысшим плодом духовной жизни является святость, последовательно вести к которой и призвано всё дело православной педагогики. Центром обращённости христианской жизни и православной педагогики является Церковь.
В центре педагогического процесса стоит ребёнок — развивающаяся личность, несущая в себе образ Божий, призванная достигнуть богоподобия и унаследовать Царствие Небесное. Единство духовных и нравственных ценностей задаёт нам Сам Господь через дарование Заповедей.
Нравственная сфера — это сфера человеческих отношений. Нравственность понимается как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу. В нравственной сфере жизни проявляется то, насколько глубоко усвоены духовные уроки. С точки зрения педагогики, задача в том, чтобы воспитать человека в единстве духовных и нравственных ценностей.
Только в единстве решения духовных и нравственных задач можно достичь результата. Именно так было в Царской Семье: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога» (из Духовного дневника императрицы Александры Феодоровны).
Родители (Император и Императрица) — образец для детей. А далее — целенаправленное воспитание нравственности, твёрдое, вплоть до самоотречения, воспитание послушания (истинного: не из страха, а
Царская Семья — это малая Церковь, в которой родители взяли на себя обязанности наставников, это семья в которой воплотился принцип
Как свидетельствуют современники, минуты отдыха Государь проводил в кругу любящей семьи, старался на время забыть, что он — царь, и быть только отцом. Государь был для детей одновременно Царём, отцом и товарищем. Её величество, как заботливая мать выстраивала воспитание своих детей, выбирая им книги и занятия, учителей, распределяя их день, самостоятельно читая и работая с ними.
Святая императрица писала в своих письмах о воспитании детей: «Великое дело взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть. Великое дело — пестовать их, формировать их характер — вот о чём нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти… для Бога».
В этой Семье допускали к воспитанию детей верующих педагогов, людей высокой нравственности. Святые родители учили своих детей до самых последних дней жизни, потому что перед святым Императором и Императрицей стояла цель не подготовки детей к взрослой жизни, которую в большинстве случаев ставят перед собой родители, а подготовка детей к вечной жизни? Главным для них было детоводительство ко Христу.
Деяние Архиерейского Собора 2000 года гласит: «В последнем православном российском монархе и членах его семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни Заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их кончине 4/17 июля 1918 г. был явлен побеждающий зло свет Христовой веры».
Воспитание детей в Царской Семье было направлено на развитие в детях веры: «Самое доброе дело, которое может учитель сделать своим ученикам — это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, — жизнь победителей» (из Духовного дневника императрицы Александры Феодоровны).
Итогом работы круглого стола руководителей церковных школ в июне 2012 года стали следующие предложения по разработке темы Царской Семьи в рамках церковной школы: акцентировать внимание учащихся на семейных ценностях, соблюдать особое почитание святых покровителей Царской Семьи, изучать житие святых царственных страстотерпцев, соотносить школьные мероприятия с календарём Царских дней. Возможно проведение тематического родительского собрания, оформление в школе «Царской гостиной», которая будет одновременно и местом проведения мероприятий, связанных с памятью святой Царской семьи, паломничество по святым местам, связанным с Царской Семьёй (
Сегодня особенно важно духовное состояние учителя, динамика его духовного роста по образу подвига Царских Родителей, Царской Семьи. Их пример, их молитвенное заступничество будет помогать каждому из нас выполнять задачу
- 3778 просмотров